5 июня 2020 года президент В. Путин поздравил работников Министерства природных ресурсов и экологии России и подведомственных ведомству учреждений с их профессиональным праздником – Днём эколога. Надо полагать, что такое внимание национального лидера им приятно, но сам праздник омрачён произошедшей на днях, 29 мая, аварией – разливом, загрязнением почвы и попаданием в реки дизельного топлива в Норильске.
В телеграмме президента не без пафоса говорится следующее: «Вопросы рационального, грамотного использования природных ресурсов по праву находятся в числе наших безусловных общенациональных приоритетов. Сегодня перед нами стоит целый комплекс серьёзных задач, главные из которых – создание современной инфраструктуры для эффективного обращения с отходами производства и потребления, переход предприятий на новейшие перспективные технологии, совершенствование системы мониторинга качества воздуха, почвы и воды, формирование высокой экологической культуры в обществе. И конечно, Россия и впредь будет всемерно поддерживать востребованные международные инициативы, направленные на улучшение состояния окружающей среды». Насчёт того, что «целый комплекс… создания современной инфраструктуры для эффективного обращения с отходами… совершенствования системы мониторинга качества воздуха, почвы и воды», в свете аварии в Норильске «стоит сегодня» — звучит несколько забавно. Смешно подумать, двадцать лет человек находится у рычагов государственной власти, и только сейчас, после крупнейшей аварии в Заполярье, в прессе её сравнивают с аварией на Чернобыльской АЭС, ставит вопрос о «мониторинге» и прочих мерах соблюдения экологической безопасности!
Из резервуара на территории ТЭЦ-3, принадлежащей Норильско — Таймырской энергетической компании (НТЭК), «дочке» «Норильского никеля», крупнейшими акционерами которого выступают «Интеррос» Владимира Потанина и UC Rusal, основанная Олегом Дерипаской, выплеснулось около 21 тыс. т дизельного топлива.
По данным Росприроднадзора, 6 тыс. т попало в грунт, еще 15 тыс. т — в воду. Нефтепродукты оказались в реках Амбарная и Далдыкан, а также почти во всех их притоках. При этом, по данным «Норникеля» и WWF, нефтепродукты пока не попали в озеро Пясино, откуда вытекает река Пясина протяженностью 818 км, впадающая в Карское море. Но по данным Генпрокуратуры, нефтепродукты все же попали в реку.
Размер дизельного пятна в водных ресурсах — 1 км на 150 м, рассказал «Известиям» начальник аварийно-спасательной группы морской спасательной службы в Мурманске Илья Горлаев.
Аварию в Норильске 3 июня обсудили на совещании у президента Путина. Выступая на нём, губернатор Красноярского края Александр Усс сообщил, что произошла она 29 мая, но власти смогли отреагировать на случившееся только 31 мая. Дело в том, что первоначально чиновникам его администрации сообщили, что разгерметизация резервуара с топливом не угрожает экологии, а реальная картина стала понятна позже «по сообщениям в соцсетях». Это пикантное обстоятельство достойно занесения в «Книгу рекордов Гиннеса». Но оно, почему-то, не очень обрадовало президента. Более того, он даже просто возмутился, и негодованием поинтересовался на предмет того, что о других прискорбных происшествиях в администрации Александра Усса также надеются узнавать из сообщений соцсетей?
В связи, кстати, с этим эпизодом, в Интернете появились предположения, не собирается ли Путин отправить губернатора А. Усса в отставку? Я, честно говоря, так не думаю. В телеграмме президента работникам Министерства природных ресурсов и экологии России упоминается качество воздуха. Так вот с этим вопросом в Красноярске беда – город терзает возникающий в его атмосфере время от времени тяжелейший смог, которое горожане давно уже нарекли «чёрным небом». На этот раз режим неблагоприятных метеорологических условий в этом году действовал с 14 по 18 февраля. А 17 февраля Красноярск занимал первую строчку в списке самых грязных городов планеты, по данным портала AirVisual. В эти дни в городе стоял туман, а видимость была ограничена 500-ми метрами. Над Красноярском стояла плотная дымовая шапка, а люди жаловались на запах сажи и першение в горле. Власти края во время действия режима черного неба требуют от предприятий отчеты о снижении выбросов. Однако в этот раз документы чиновникам подали представители отнюдь не все предприятия, 65 организаций регионального надзора и 2 предприятия федерального надзора ничего не сообщили. В региональной администрации пообещали привлечь руководителей этих компаний к ответственности.
Отмечу следующий факт: по сообщениям местных блогеров, несмотря на отчеты краевой администрации, жители Красноярска считают, что власти неактивно решают экологические проблемы города и не реагируют на их жалобы. Не думаю, что губернатор Александр Усс не в курсе негативной реакции красноярцев. Не думаю, что и президент Путин не в курсе этого печального обстоятельства жизни населения Красноярска. Если покопаться в его распоряжениях можно найти какие-нибудь указания и на этот счёт, да только нет реальных дел. Не уверен, что какие-то планы на этот счёт уже разработаны, а если и разработаны, то их, скорее всего, на всякий случай от обнародования скрывают. И это понятно почему! Если обнародуешь, то тут же будут приставать с расспросами, типа: почему к такому-то дню обещал сделать то-то и то-то, и не сделал? И вопросы, естественно, будут нее только к Уссу, но и к его боссу – В.В. Путину.
В последние дни в связи с убийством полицейскими в североамериканском городе Миннеаполисе афроамериканца в США проходят массовые акции протеста. Некоторые протестанты ходят с повязками, на которых написаны последние слова чернокожего парня: «Я хочу дышать». Не исключено, что жители Красноярска подхватят этот почин и выйдут на улицы города на мирные акции протеста с этими словами на транспарантах, футболках или повязках. Учитывая, что в нашем народе сильны коллективистские традиции, то эти слова будут несколько изменены на слоган: «Мы хотим дышать!»
Не исключено также и то, что с этим слоганом выйдут на улицы с протестом граждане Екатеринбурга, где был убит 27-летний парень Владимир Таушанков. Печальное событие произошло в ночь на 1 июня. Вот как о нём написала журналистка «Новых Известий» Юлия Сунцова. «Владимир Таушанков вынес из строительного магазина 4 рулона обоев. Кассирша и кладовщик разобраться с парнем на месте не смогли и нажали тревожную кнопку. Оценили кражу в 8 тысяч рублей. Парень до дома обои не донес, а почти сразу же и выбросил их вблизи торговой точки, после чего убежал и заперся в своей квартире. Спецназ Росгвардии прибыл на домашний адрес, но аккуратно задержать и передать «особо опасного преступника» следователям не смог. Зато смог расстрелять… Отца убитого просили «сознаться»: сын держал его в заложниках, а добрые собровцы освободили. В семье уже справили поминки, а нужду в огне на поражение власти так и не объяснили. Как будто и не было человека…»
В Интернете есть видеозапись этого события, правда, только с позиции у подъезда, в который успел забежать явно донельзя испуганный парень, за которым гнались двое мужчин. Затем в подъезд вошли какие-то полицейские, была даже кинолог с собакой, но не долго, довольно быстро ушла. Появились и собровцы, плотно экипированные, явно в бронежилетах под куртками, с прозрачными шлемами на головах, за которые их прозвали в народе «космонавтами». Без 20 минут в 12 часов ночи всё закончилось. «Силовики» ушли, затем приехала машина ритуальной службы, в которую погрузили и увезли тело Владимира.
Скажите, пожалуйста: «Что творится в путинской России?» СОБР – Специальный отряд быстрого реагирования. В нём служат только офицеры Росгвардии. Его профиль – борьба с организованной преступностью, применяется для задержания и/или ликвидации опасных преступных группировок. Этим объясняется более высокие требования к кандидатам на зачисление, лучшая подготовка и вооружение, по сравнению с ОМОНом. И вот эти патентованные бойцы не могли поступить с парнем иначе, чем просто застрелить или, как проскочило в сообщениях, задушить его. У него якобы был нож в руках или что-то напоминающее пистолет или ружьё. По словам отца молодого человека, у него в руках был детский пластмассовый автомат.
Нет, ребята, этот СОБР не «Специальный» отряд быстрого реагирования, это – «Слабонервный» отряд быстрого реагирования. Можно поздравить президента В. Путина, в его распоряжении находятся отличные бойцы «видимого фронта». Они себя ещё покажут на просторах матушки России.
К сказанному остаётся добавить ещё один мазок в картину маслом. В Интернете появилось вот такое сообщение: «В Кремле не считают значительной общественную реакцию на убийство спецназовцами жителя Екатеринбурга Владимира Таушанкова, которого заподозрили в краже рулонов обоев из магазина. «Мы видим, некоторые высказываются по этой теме, эта тема обсуждается, но вместе с тем не следует как-то преувеличивать, скажем так, масштабы обсуждения в федеральном поле», — заявил в пятницу в беседе с журналистами пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Он отметил, что в МВД существует «определенная надзорная система за действиями полицейских» и при необходимости ведомство проведет внутреннее разбирательство по поводу инцидента. «Мы видели с вами информацию о, скажем так, посягательстве этого человека, этого гражданина на представителей органов правопорядка, нож и так далее», — добавил Песков.
Я вполне допускаю, что на это его «так далее» может откликнуться его собственная дочь Елизавета. Не многие чиновники, в том числе и он сам, дали оценку разгонов теми же собровцами и омоновцами манифестации протеста летом прошлого года в Москве. А Елизавета без оглядки на папочку публично назвала применение при этом насилия чрезмерным. Не исключаю, что при определённых обстоятельствах она может выйти на манифестации протеста под лозунгами «Я хочу дышать!» и «Мы хотим дышать!» Характер у неё есть.