По мере приближения к предстоящим в сентябре выборам внутриполитическая обстановка в России становится всё более напряжённой.
С одной стороны, из регионов приходят сообщения о физических нападениях разных отморозков на агитаторов кандидатов КПРФ в местные законодательные и исполнительные органы, а с другой – в СМИ всё более назойливо смакуются одновременно и какие-то реальные, и какие-то вымышленные события, якобы случившиеся в истории СССР по вине КПСС. Цель этих информационно-пропагандистских усилий абсолютно прозрачна и ясна: очерняя КПСС, навредить КПРФ на выборах 11 сентября 2022 года.
Особенно отчётливо это последнее обстоятельство продемонстрировали с 19 по 21 августа два основных телеканала страны – «Первый» и «Россия 1». В эти три дня и на том, и на другом широко отмечали 85-летие известного советского кинорежиссёра Андрея (в недалёком прошлом Андрона) Кончаловского. Он родился 20 августа 1937 года, и в ночь с 19 на 20 августа 2022 года на канале «Россия 1» показали два фильма, в которых он был режиссёром, в 21.20 «Дорогие товарищи!», в 23.30 «Рай», затем в 1.40 передача «Белая студия», в которой Дарья Златопольская беседовала с Кончаловским. А уж под конец «праздничного застолья» прокрутили фильм ««Страсти по Андрею» (первоначальное название фильма «Андрей Рублёв», снятого в 1966 году). Режиссёром этого фильма был Андрей Тарковский, но Кончаловский отметился в качестве соавтора сценария.
Между прочим, в беседе с Д. Златопольской Андрей Сергеевич выдал одну особенность своего творческого поиска. В желании наиболее обстоятельно раскрыть поднимаемую в фильме «Сибириада» тему народной жизни на примере одной семьи, он от современника наших дней переходит на его предшественников, отцов и дедов (матерей и бабушек). Этот приём он использовал и в фильме «Дорогие товарищи!», о чём скажу чуть позже.
Не буду оспаривать мнение многих критиков, что Андрей Кончаловский человек весьма одарённый. У него действительно большое количество снятых фильмов и реализованных театральных постановок самого разного качества. За одни он получил какие-то даже и международные награды, другие прошелестели без всякого следа в памяти современников. Последние свои три фильма – «Рай», «Грех» и «Дорогие товарищи!» — он, как деликатно выразились знающие кухню нынешней российской кинематографии критики, он снял при поддержке фонда Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт», т.е. при его финансовой поддержке. При этом наш российский богач №3 по данным нынешнего года выступил генеральным продюсером в фильме «Дорогие товарищи!», в котором рассказывается о трагических событиях в городе Новочеркасске в 1962 году. В связи с этим обстоятельством вспоминается известное выражение: «Кто платит, тот и заказывает музыку». Господина Алишера Усманова трудно заподозрить в симпатиях к советскому прошлому, подобные симпатии не просматриваются и в фильме господина Андрона Кончаловского. А вот скрытое манипулирование действительно имевшими место событиями, выпячивание одних и сокрытие других деталей, что называется, видно тем, кто в те годы жил вполне взрослой жизнью, как и автор этих строк.
Фильм показали по телевидению, его наверняка можно найти на интернете, поэтому я не буду очень тщательно его пересказывать. Просто скажу о некоторых его деталях, которые на самом деле теснейшим образом связаны с тогдашней жизнью, но в фильме звучат просто скрытым намёком, который режиссёр выставил без всякого определённой цели, а просто как бы вынуждено, поскольку всё не скроешь, а назовёшь «между строк», никто и не обратит внимания.
Ну, во-первых, показанная с нарочитой назойливостью попытка скрыть происшедшее. Где то через полгода после тех событий мы, москвичи, уже знали, что в Новочеркасске произошли тревожные события. Конечно, как можно было их скрыть от народных пересудов, молвы и обсуждений в курилках и прочих местах.
Во-вторых, сегодня известно, что на Новочеркасском электровозостроительном заводе, где первоначально возникла волна недовольства рабочих, работало очень много бывших заключённых. В чём тут дело? Не только в том, что там была большая текучка, и бывших зеков с удовольствием брали на работу. А в том, что в ходе объявленной Никитой Сергеевичем Хрущёвым борьбе против растущего хулиганства, были приняты законы, по которым каким-то категориям бывших заключённых сразу возвращаться домой не разрешалось, некоторое время они должны были жить в других местах. По-моему, такие ограничения действуют и сегодня, они направлены на то, чтобы бывший заключённый не попадал в старую криминальную среду, чреватую новыми конфликтами и новыми преступлениями. Но бывшим заключённым надо же было где-то трудиться, чтобы добывать средства на жизнь, и для них отводились такие регионы, в которых не хватало рабочих рук. В числе таких регионов в Ростовской области и был Новочеркасск. Для москвичей, например, тогда таким региональным пунктом был подмосковный город Владимир.
Я помню, что однажды Хрущёв публично заявил, что мы всех хулиганов «свернём в бараний рок». Конечно, их сажали в лагеря на разные сроки, но Никита Сергеевич вдобавок как-то сказал, что некоторые наказанные считают полученные сроки, чуть ли не отдыхом в санаториях или домах отдыха. Так вот, чтобы сломать такие представления в лагерях ликвидировали магазинчики, где они на небольшие авансы из зарабатываемых денег могли покупать какие-то сладости: печеньки, конфетки и чай, из которого варили чифирь. Один бывший заключённый как-то убеждал меня, что чифирь очень полезен для сердечно-сосудистой системы. Я эту информацию на себе не проверял, но и тогда и сегодня считаю, что в том случае Никита Сергеевич перегнул палку. Всё же, хотя они и заключённые, но им же хочется чего-то такого, что отличается от лагерного питания, чего-то минимального от нормальной жизни на воле. Но лагерное начальство не могло нарушать распоряжения свыше. Отсюда у зэков сформировалась жуткая ненависть к Хрущёву. Об этом свидетельствует транспарант, который у Кончаловского несут два человека: «Хрущёва на колбасу».
В интернете есть информация, что на одном из электровозов были написаны эти слова, но чтобы его повторили на транспаранте рабочие, которые шли к зданию горкома партии, это, конечно, абсурд, но бывшие зэки, если бы захотели, то смогли, но я никогда не поверю, что они были способны на такие «литературные» проявления.
Кстати говоря, сегодня в интернете можно найти довольно подробные рассказы о той демонстрации, которая завершилась стрельбой. Так вот обычные нормальные рабочие были возмущены двумя хамскими акциями директора электровозостроительного завода: слишком большим, десятипроцентным снижением расценков оплаты труда и публичным заявлением: «Если у вас нет мяса, кушайте пирожки с ливером». Видимо, решил соригинальничать, произнеся фразу, приписываемую французской королеве Марии-Антуанетте. А между тем вместе с ранее объявленным правительством повышении закупочных цен на продукцию сельского хозяйства произошло снижение реальных доходов населения. Рабочие и пошли со своим протестом к горкому КПСС. Режиссёр Андрей Кончаловский ту манифестацию в своём фильме представил как всенародное восстание против ненавистной власти КПСС, но между тем, чего не показал Андрей Сергеевич, в их шествие вклинилось большое число бывших зеков, многие сильно пьяные, которые начали по его ходу громить и грабить магазины и прочие объекты. Ну и естественно, что эти беспорядки надо было остановить, в том числе и вооружённой рукой. Их и остановили так, как тогда в тех условиях смогли. Позже директора с руководства предприятием уволили, первого секретаря Ростовского обкома КПСС сняли с должности. И так далее.
Да, в этом своём фильме он использовал приём из «Сибириады». Отец главной героини в дни трагических событий достаёт из какого-то неведомого сундука, о котором она даже и не знала, хотя живут они в одной городской квартире, костюм казака с фуражкой и какими-то наградными крестами и с гордостью надевает его. Ну ладно бы только этот маскарад, но Кончаловскому необходимо ещё и анекдот устами старого мужчины рассказать. Будто бы в 1922 или 1923 году большевики у какого-то казака отрезали язык, прибили его к подбородку гвоздями, возили по области в целях устрашения казацкого населения. Я думаю, что такой бред даже злые на Советскую власть белогвардейцы, осевшие за границей, не придумали бы, а вот Андрей/Андрон Кончаловский не постеснялся сочинить. Могу предположить, что не корысти для, а ради подарка спонсору, который, вполне возможно, пообещал дать «денёг» на новую задумку всемирно известного режиссёра, мечтающего теперь разобраться с «революциями 1917 года».
И всё же интересно, почему нашего славного киношника заинтересовали события 1962 года, а не те, которые начались в ельцинской России в Москве 23 февраля и 22 июня 1992 года, а завершились кровавой гекатомбой в центре столицы в октябре 1993 года. Неужели он сугубо по собственной инициативе сел писать сценарий гнусного фильма? Всякое бывает, конечно, но вполне возможен вариант и личного желания спонсора киношника потратить малую толику своих баснословных богатств, чтобы помешать на выборах сентября 2022 года кандидатам от КПРФ одержать победу в столице российского казачества, подобную той, которую партия одержала на выборах 2020 года. Не в этом ли главная цель этой сложившейся парочки и выпущенного ими фильма?
В заключение всё-таки добавлю ещё один факт: 21 августа на канале «Россия 1» показали фильм младшего из двух братьев, которых в народе знают с разными фамилиями, но с одним отчеством – Сергеевич. Фильм Никиты Михалкова «Солнечный удар». Смотрите-ка, снят ещё в 2014 году, а пригодился и в 2022. Тоже, как и «Дорогие товарищи!», та ещё нетленка. Оттолкнувшись от не очень сильного рассказа Ивана Бунина, который он даже не включил в книгу рассказов «Тёмные аллеи», посвящённых теме любви, он закончил его фантастической историей затопления в Крыму баржи с белогвардейскими офицерами. Как видим, конгениальные братья сошлись в пристрастии врать без всяких угрызений совести. Не удивлюсь, если они ближе к 11 сентября не выкинут ещё какой-нибудь гнусный фортель.
Добавлю ещё один штришок. В нынешнем году фильм «Дорогие товарищи!» был выдвинут от России на «Оскар» за лучший международный художественный фильм. Но заветную статуэтку не получил. Деятели американской кинопромышленности не дают зарубежным кинофильмам награды за, в сущности, ремейки американских фильмов. В США гораздо ранее был снят фильм о Новочеркасских событиях. Ранее также окончилась попытка Никиты Михалкова в 2007 году получить «Оскар» за фильм «12», который был ремейком юридической драмы американского режиссёра Сидни Люмета. Так что, будьте внимательны мужики, вам ещё плыть и плыть до заветного надгробного камня с силуэтом «Оскара», старайтесь, время-то поджимает. Надо же и о душе подумать!