Удивительное дело, не успеют некоторые писатели уйти из жизни, как тут же появляются интерпретаторы их творчества, которое начинают трактовать вкривь и вкось по принципу: «мели Емеля, твоя неделя», но подгоняя под свои собственные представления и даже модные в это время идейки. Об этом я написал осенью 2012 года. Как говорится, было это давно, но статья не потеряла актуальности и сегодня, поэтому я и предлагаю её вниманию читателей.
Известного фантаста Бориса Стругацкого, скончавшегося 19 ноября 2012 года, не успели ещё и похоронить 23 ноября, а уже 21 ноября в газете «Метро» некто Иван Николаев, перечисляя снятые по произведениям братьев Стругацких фильмы, по поводу «Обитаемого острова» (повесть опубликована в 1969 году) написал: «Главный герой – пилот с Земли Максим Камеррер – совершает аварийную посадку на планете Саракш… Обстановка в местном обществе – СССР будущего». Бред, конечно, но не Стругацких, а И. Николаева. Но ещё большую «лёгкость в мыслях необыкновенную» днём раньше, 20 ноября, продемонстрировал в «Вечерней Москве» писатель Виктор Ерофеев. По его словам, «братья Стругацкие «под покровом фантастики» создали мир ценностей, которые были альтернативой советской утопии». Легко же вам, братцы, разные словеса произносить, ведь теперь ни Аркадий, ни Борис Стругацкие не могут вам сказать: «Не мелите ерунду!» Или, цитируя фильм Ф. Бондарчука, с гневом произнести – «Это массаракш какой-то!»
Стоит отметить одно обстоятельство. В. Ерофеев в публицистическом смысле более подкован, нежели И. Николаев. В последнее время обществом всё более и более явственно ощущается, что оплёванный капитализаторами социализм, при его недостатках, всё же лучше, чем выстраиваемый вот уже более 20 лет в «обновленной России» «капитализм с человеческим лицом». Это обстоятельство явно беспокоит правящую элиту, её представители, в своё время учившиеся в советских вузах, прекрасно знают, что идея, овладевшая сознанием масс, становится материальной силой, и поэтому стремятся воздействовать в выгодном для себя смысле на общественное мнение. В последнее время главной темой деятельности тех, кто занимается «промыванием мозгов» россиян, стала «фишка» «строительства социалистической Утопии» в СССР. Иногда даже они заговариваются до того, что заявляют, что, мол, в нашей стране было покончено с коммунизмом. Главный нынешний «благодетель», обещавший каждому россиянину по две «Волги» (держите карман шире!), Анатолий Чубайс даже заколотил гвозди в крышку его гроба. Но, ежели дело обстоит именно так, что же вас столь сильно беспокоит? Что же вы вдруг заголосили о «социалистической Утопии»? И ведь писатель В. Ерофеев отнюдь не единственный «борец с Утопией».
Во вторник, 20 ноября 2012 года, на телеканале «Культура» в рубрике «Власть факта» прошла передача с недвусмысленным названием «Строители утопии». В ней ассистентами ведущего Сергея Медведева были философ, писатель, профессор Высшей школы экономики Владимир Кантор и заведующий лабораторией экономического факультета МГУ Андрей Калганов. Запев передаче был задан такой: «Чем же был марксизм: религией, утопией или руководством к практическому действию? Почему именно идеи Карла Маркса, как никакого другого философа, овладели массами в ХХ веке?» А после этого пошла такая мещанина, что просто дух захватывает. Был, например, упомянут спектакль английского драматурга Тома Стоппарда «Берег Утопии», в котором выведены Герцен, Огарёв, Бакунин, Тургенев и другие реальные российские политики и писатели ХIХ века. Надо полагать, что авторов передачи привлекла точка зрения Стоппарда насчёт стремления осуществить утопию установления идеальной модели отношений между детьми и родителями, но не в социальной жизни. Тут же присутствует и «картинка» Сандинистской революции в Никарагуа. Она победила в 1979 году, в 1990 году сандинисты на выборах потеряли власть, затем почти через полтора десятка лет сандинист Даниэль Ортега вновь занял пост президента, но, дескать, отказался от марксизма, глупость полная. Но главное в передаче все же не эти привходящие моменты. Главное то, что и Великая Октябрьская социалистическая революция, и строительство социализма в отдельно взятой стране, индустриализация – всё это в России осуществлялось-де не по Марксу, и даже вопреки его учению. Надо было ждать, чтобы социалистические революции сначала произошли в промышленно развитых государствах, Франции. Англии, Германии, а потом уж и наша очередь наступила бы. А так, мол, «строительство социализма в отдельно взятой стране» было «попыткой легитимизировать в глазах трудящихся взятие большевиками власти».
Вот такой фокус. Надо сказать, что в передаче прямо не прозвучало, но, как говорится, почти открытым текстом утверждалось, что не надо было с поросячьим рылом лезть в калашный ряд. Вот и поплатились, а теперь надо тихохонько сидеть и ждать, когда «передовые страны» прорвутся в социализм и позовут нас за собой. А не прорвутся и не позовут, так нам и так хорошо, живём и не тужим в «энергетической державе».
Примечательно, что чуть позже по тому же каналу «Культура» прошла другая передача «Игра в бисер» с писателем Игорем Волгиным. Она была посвящена роману писателя Евгения Замятина «Мы». Он написал его в начале 20-х годов прошлого века как пародию на утопический роман идеологов Пролеткульта Богданова и Гастева. То есть это — роман-антиутопия, который тогда был оценён как антисоветский. Был ли он таким на самом деле или нет, об этом в студии размышляли группа литературоведов, критиков и филологов. К общему выводу они не пришли. Отмечались как сильные, так и слабые стороны романа. А в конце передачи И. Волгин задал вопрос, на который ответил каждый участник: «А нужен ли сегодня такой роман-антиутопия?» И лучше всех на него ответил сам И. Волгин. «Я думаю, что текущая действительность, скажем так, вся постсоветская реальность, она уже сама по себе злая антиутопия на те идеальные представления о свободном рыночном обществе, которые пестовала наша либеральная интеллигенция, наша элита по отношению к ближайшему будущему. Никакой Замятин сегодня не нужен. Нынешняя действительность уже является пародией на утопические мечты, которые во многом были присущи нашей интеллигенции в предыдущие десятилетия».
Этот ответ, что называется, не в бровь, а в глаз. Можно, конечно, принести много доводов в его обоснование, но их очень много, слишком много. Какую газету не полистай, обязательно в этом убедишься. Да вот, хотя бы, комментарий в той же газете «Метро» журналиста и писателя Елены Колядиной о бедности и неравенстве в России, с которым она выступила 17 октября 2012 года, в Международный день борьбы за ликвидацию нищеты. «…Унизительный показатель неравенства в России является самым высоким в мире (!) – около 100 миллиардеров нашей Родины владеют третью её активов! Власти мне объясняют, что эти люди много работали. Я отвечаю, что они просто оказались в нужное время в нужном месте». Ответ правильный. Оказались в нужном месте во время ельцинской прихватизации народного достояния, которую во всём мире назвали крупнейшей афёрой века.
Без возвращения народу отнятого у него имущества, заводов и фабрик, полезных ископаемых – задачу улучшения социально-экономического положения народа и страны не решить. Не случайно это требование времени стоит первым в Антикризисной программе КПРФ, которая было обнародована на II Всероссийском съезде представителей трудовых коллективов, состоявшемся в Москве. И это путь не к Утопии, а к подведению реальной экономической базы возвращения к обновленному Социализму.