17 мая 2024 года, во время государственного визита в Китай, президент В.Путин провёл встречу с китайскими и российскими студентами и преподавателями Харбинского политехнического университета.
Во время беседы с ними возник вопрос и о безработице в России. Отвечая на него, Владимир Владимирович не без гордости сказал, что, благодаря проводимой экономической политике, её у нас уже почти нет. Сегодня она находится на исторически минимальном уровне, в прошедшем марте он снизился до 2,7 процента.
Эти слова российского президента участники встречи отметили аплодисментами. Признаюсь, я мысленно их аплодисменты сопровождал своими. Ведь это приятная новость? Конечно! Но, всё-таки потом я, уже давно не студент, задумался вот над каким вопросом. Я предположил, что, скорее всего, те, кто готовил ему информацию по этой проблеме, могли сообщить ему общую цифру скрупулёзных подсчётов состояния дел по отдельным регионам страны, то есть такое обильное количество данных, которые трудно запомнить и приводить, заглядывая в какую-то справку. А вот сводную, отдельную цифру легко запомнить и при случае процитировать.
Легко-то легко, но ведь она вполне может быть похожей на всем известную «температуру по больнице». В Москве эта цифра вообще может быть гораздо ниже, чем в три процента, а вот в каком-нибудь, условно говоря, даже и достаточно крупном городе, — гораздо выше. И как же там люди живут Ответ прост: по-разному, в том числе, к сожалению, некоторые, возможно, и очень плохо. К такому предположению подталкивает печальная история, случившаяся в столице Республики Башкортостан Уфе, о которой рассказала журналист газеты «Новые Известия» Алина Шувалова в номере от 25 июня нынешнего года.
Суть происшедшего она сформулировала в довольно суровом заголовке «Уморили непосильным трудом, башкирский перевозчик заплатит за смерть работницы». Российские читатели, прочтя этот заголовок, мгновенно в уме прикинут, что возможно между реальным событием и конкретным решением по нему прошло какое-то время, а принято оно уфимским судом недавно? И не ошибутся! Трагедия в государственной транспортной компании «Башавтотранс» случилась в марте 2022 года. По данным издания MKSET.ru контролер предприятия, в чьи обязанности входило обилечивание пассажиров, умерла в рабочее время на своем посту.
Да, к сожалению, подобные случаи имеют место в жизни. Мы все знаем некоторых водителей общественного и личного транспорта здоровье подводит во время управления машинами, что приводит к тяжким последствиям, в том числе и к гибели их самих и какого-то количества людей. А в данном случае не повезло лишь одному человеку – контролёру.
На её месте мог оказаться какой-то престарелый пассажир или пассажирка, которые могли бы выжить, если бы на помощь к ним подоспели бы врачи скорой помощи.Да, это вполне могло бы быть стандартным, рядовым событием, вряд ли интересным для читателей. Однако на самом деле судебное расследование показало его большую общественную значимость!
Как журналист, отдаю должное коллеге Алине Шуваловой, она очень досконально исследовала эту историю. В журналистской этике есть такое понятие — достойное цитирование, т.е. я не пытаюсь выдать как свой собственный текст материал её статьи, но честно цитирую. Так вот, «дело о смерти работницы на трудовом посту рассматривал Ленинский районный суд Уфы. В ходе разбирательства выяснилось, что руководство госпредприятия без согласия сотрудницы постоянно привлекало ее к сверхурочной работе, вызывая на смены. Только в 2021 году превышение предельно допустимого по закону норматива переработок составило более 900 часов вместо максимально возможных 120 часов. Таким образом, объем переработок в 7,5 раза превышал норму.
В суде выяснилось, что руководство предприятия отказывало работнице в предоставлении выходных дней. Начальство заставляло кондуктора перерабатывать в 7,5 раза больше, чем допускает закон.Работа «на износ» подорвала здоровье женщины. Организм кондуктора не выдержал, измученная переработками сотрудница скончалась. После ее гибели на предприятии составили акт о несчастном случае на производстве со смертельным исходом».
В своём решении суд, исходя из этого «Акта», отметил, что, выходя на службу, кондуктор на самочувствие не жаловалась. Но после того, как автобус закончил четвертый круг, около трех часов дня почувствовала себя плохо и попросила коллегу отвезти ее в больницу. Он вызвал «скорую». Но когда бригада медиков прибыла на место, было уже поздно, врачи лишь констатировали смерть пациентки. Впоследствии выяснилось, что у пострадавшей не выдержало сердце. «По результатам проведенного расследования несчастного случая установлены лица, виновные в несчастном случае — юридическое лицо ГУП Башавтотранс и директор филиала», — выяснили специалисты.
Узнав о подробностях произошедшего, дочь погибшей Оксана Мельникова обратилась в суд, где потребовала от работодателя выплатить ей компенсацию морального вреда в размере 2 млн рублей в связи с кончиной матери. Суд снизил размер компенсации морального вреда более чем вдвое. Статья 99 Трудового кодекса (ТК) Российской Федерации допускает привлечение работодателем работника к сверхурочной работе с его письменного согласия, и в ограниченном количестве случаев.
Сверхурочная работа без согласия работника допустима лишь при ликвидации производственной аварии, устранении последствий катастрофы или стихийного бедствия; при возникновении непредвиденных обстоятельств на объектах критической инфраструктуры; а также при проведении неотложных работ в условиях чрезвычайного или военного положения, в условиях стихийных бедствий, эпидемий и катастроф.
«Перечисляемые случаи привлечении работника к сверхурочной работе не подпадают под условия труда [погибшей], привлечь к сверхурочной работе возможно лишь с ее письменного согласия с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации», — указали в суде. Разбирательство показало, что сердце кондуктора остановилось в тот период, когда без ее согласия работодатели нагрузили на нее особенно много переработок и не предоставляли ей выходных дней. Смерть кондуктора транспортники оформили как несчастный случай на производстве». Т.е. это подано обществу как обычное, так сказать, стандартное происшествие, которое не было вызвано и предопределено сверхэксплуатацией труженицы.
Вот тут нам необходимо ответить на вопрос а, причём здесь безработица, с упоминания которой я начал свою статью? Казалось бы, никакой связи тут нет, однако она есть. В советские годы были такие случаи, когда подчинённые не могли найти общий язык с начальником. Одни люди затевали какие-то свары, выясняли и отстаивали свои права, а другие — просто меняли место работы. Никакой безработицы ведь не было. Заработать на жизнь можно было как на одном месте, так и на другом! А сегодня ведь производственная обстановка-то в стране изменилась. В некоторых регионах ситуация такая потерял хорошую работу с хорошей зарплатой, а другой такой уже и не найдёшь. Вот и вынуждены терпеть хамство «работодателя» вплоть до роковой черты.
Но, вернёмся к нашей статье. Ранее суд первой инстанции не указал в своем решении, что между переработками кондуктора и ее смертью была прямая причинно-следственная связь. А именно такое определение этого трагического случая открыло бы возможность для его публичного обсуждения, необходимого для выработки всех необходимых мер для предотвращения подобных трагедий. В нашем случае было бы вполне уместным обратиться к российской юридической системе с предложением более серьёзно и до конца рассматривать подобные инциденты для воздействия на российских начальников, которые в достижении каких-то своих интересов, совсем не беспокоятся о здоровье и самой жизни трудящихся.
Тщательнее надо работать, господа судьи, тщательнее!